Что делать если «дюльфер» довязан другой верёвкой?

Фото Сергей Дидора
Фото Сергей Дидора


Недавно случился трагический случай гибели связки украинских альпинистов на спуске в Татрах.
Погибли - опытный инструктор и второразрядница по альпинизму – участница восхождения.

Об этом стало известно из сообщений о трагедии и, более подробно, был проведен и опубликован анализ разбора несчастного случая Федерацией Альпинизма и Скалолазания г. Киева.

Восхождение на Выдлову Вежу в Татрах по маршруту 3 А к. т группа совершала в условиях резкого ухудшения погоды. На сложных скалах башни самой вершины было принято решение прекратить восхождение и спускаться. На втором дюльфере произошёл срыв связки и гибель людей. В очередной раз альпинисты гибнут на спуске. В данном случае – на дюльфере. Причины подробно указаны в разборе этого случая.

Не указано только - как надо? Как правильно бы было? Что необходимо было предпринять, чтобы избежать трагедии в этой ситуации?

От себя (Сергей Дидора, инструктор альпинизма в "КривбассАльп" ) напишу такое вступление. Те, кто занимается альпинизмом и умеет спускаться дюльфером, ранее спускался, и будет спускаться с вершин – те понимают, что это большая проблема в техническом и организационном плане.
Особенно при спуске группы.
Те, кто начинают заниматься или делали такие спуски на коротких участках скал - тем просто надо поверить, что это непросто и опасно. Тем более - недавно погибли опытные альпинисты и прекрасные люди.

Я сейчас не буду описывать основы и каноны спуска дюльфером (такие как наличие обязательных станций, спуск опытного альпиниста первым и соответствие его экипировки и снаряжения, наличие верхней страховки каждому кроме последнего и многое др.). Это альпинисту необходимо знать, уметь и выполнять! Тогда всё будет гладко и безаварийно.

Но в реальном альпинизме бывает не всё академически - и предвидеть все часто невозможно. Ситуации случаются почти всегда, нестандартные, неправильные, часто угрожающие. Их, как правило , можно избежать - а часто и нет…
От решения каждого зависят действия и безопасность других. Поэтому надо знать, как выходить из разных ситуаций с минимальными рисками.

В описанной в анализе НС ситуации случилось то, что первый участник на втором дюльферном спуске, не смог организовать станцию на крутом, скальном, запорошенном снегом и оледенелом участке. Он довязал дюльферную веревку своей страховочной верёвкой, которую ему спустили сверху. Таким образом, на спусковой – дюльферной верёвке появились узлы (с карабином)

Это было оставлено на крутом участке. Об этом все знали т.к отдавали для этого ему верёвку сверху. Далее все спускавшиеся перестёгивались на этих узлах и спустились на склон. Только последняя участница сорвалась и двойная верёвка (одна из двойной) «продёрнулась» через дюльферную петлю и спусковое устройство – веревка стала незакреплённой ни вверху - ни внизу. Связка полетела вниз… - на 400 м…

Такие ситуации, когда не хватает дюльферной верёвки до следующей дюльферной петли или удобного места - возникают часто. Правильное решение такой ситуации – это закрепить дюльферную верёвку в месте, где заканчивается страховочная верёвка. Это возможно если есть: где закрепить, чем закрепить и знание этого процесса. Если в том месте, где заканчивается верёвка, нет «где закрепить», то необходимо сместиться влево – вправо и найти место для точки. Если нет и при этих поисках, то необходимо подниматься по закреплённой верёвке вверх и найти место выше.

В случае - если первый принимает заведомо неправильное решение – это довязать спусковую верёвку другой и оставить узел на скользком и сложном участке спуска (как это было в рассматриваемом случае) - здесь необходимо было чётко представить и смоделировать то, как будут спускаться все участники. Все, в этом случае, спускаются до узла, где происходит перестёжка и последний спускается на двойной верёвке, до того места где заканчивается любой из концов этой двойной верёвки. Далее страховки для последнего нет, так как нет закрепления верёвки вверху при нагрузке одной верёвки.

В этом месте необходимо или делать новую дюльферную петлю или придумать так, чтобы оба конца верёвки были внизу и страховка двойной верёвкой обеспечивалась. Организация новой дюльферной петли ( хотя бы точки страховки) последним это тоже нарушение т.к будет спуск (или зависание) без страховки на непроверенной точке (петле).

Значит - это мог и должен бы сделать второй, третий, … предпоследний спускающийся. Если этого не сделано (например - нет нужного снаряжения) то правильный выход обеспечить последнему спуск, чтобы оба конца находились на нижней станции или хотя бы безопасном для равновесия склоне (как в случае с этой группой).

. Привязав конец довязанной верёвки к страхующей, можно обеспечить безопасный спуск последнего к станции. В этом случае продёрнуть верёвку из за узлов с двух сторон невозможно.

В данной ситуации единственный относительно безопасный выход – это организация дополнительной точки страховки для спуска последнего в группе. То, что не организовал первый спускающийся, должен был организовать любой из группы, кроме последнего… Для этого нужно было взять необходимое снаряжение либо у товарища, либо (если оно внизу) вытянуть к месту конца верёвки на свободном конце дюльфера . Организовать точку страховки крюк, закладка, ледобур (справа – слева или выше конца страховочной верёвки). Необходимо работать с верхней страховкой. Далее вщелкнуть карабин с узлом довязанной дюльферной верёвки в «крюк» и дальше спускаться дюльфером, нагружая эту точку и одновременно её проверяя.

Надо понимать то, что точку придётся оставить, не зависимо, будет это крюк, фрэнд, ледобур. Последний спускается вниз и становиться на самостраховку в «крюк». Он организовывает себе верхнюю страховку (страхует его участник снизу) довязанной верёвкой через карабин и освобождается от дюльфера и самостраховки. Освобождает дюльферную верёвку от «крюка» и узлов на конце, который будет продёрнут. Спускается лазанием ( или"парашютом") и оставляет наверху карабин. Обе верёвки продёргиваются.

Как оказалось всё сложно! Если удлинять дюльфер!

Таким образом вывод:

  • Нельзя допускать свободных концов сдвоенной - дюльферной верёвки! Они должны быть связаны внизу вместе и вщёлкнуты в станцию!

  • Необходимо категорически избегать перестёжек на свободно висящих дюльферах!

  • Необходимо всегда думать - а как здесь пройдёт последний?! Это должно быть правилом.


Фото Сергей Дидора
Фото Сергей Дидора


Теги: альпинизм, техника альпинизма, горы, дюльфер, работа с дюльфером
Автор: Сергей Дидора, http://www.alpkr.dp.ua
Опубліковано в

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ