В 2015 году произошла со мной неприятная оказия: на выходе из снежно-ледового косогора на вершину Казбека моя кошка неожиданно перестала выполнять свою главную обязанность: треснул тросик, который крепит подошву к передним зубам (см. Фото).
Кошки были приобретены два года до этого в «Команчеро» и эксплуатировались без фанатизма - я более сторонник скальных маршрутов.
Итальянская фирма «Kong», хоть и не относится к особо престижным, но гарантировать безопасность обязана тем, что дефектов и конструктивных погрешностей на кошках не должно быть.
Я привязал кошку репшнуром и доковылял до палатки, там я и обнаружил, собственно, такой конструктивный дефект. На месте крепления тросика к непосредственно железной части кошки не было фаски, не было латунной втулки и потому острый край перетер тросик на аминь.
Позже мои друзья с локомотиворемонтного завода исправили этот конструктивный баг и прицепили новый тросик на латунную втулку. Такая казалось бы мелочь ... Надеюсь, тросик уже никогда не сотрется.
Я веду к тому, что мне таки повезло, потому что я находился не на отвесном склоне. А если бы под задницей было метров триста ледового косогора и я не был бы пристрахован к веревке, то ситуация была бы крайне опасной (кстати, потенциальную аварийность ситуаций в альпинизме еще никто не классифицировал!).
А теперь по памяти вспоминаю, как моего приятеля Любомира Коваля ВЦСПС-ковкая кошка (тогда нового образца) едва не отправила в лучший мир. Во время восхождения на Улу-Тау по маршруту Чорносливина (5Б) отломились передние зубы. Как следствие - аттракционный восьмидесятиметровый полет, сотрясение мозга, сломанные ребра и нога ... Спас ледобур ...
Зимой 1988 мне пришлось участвовать в транспортировке тела чешского альпиниста со склонов Эльбруса: выше скал Пастухова подвязка на его кошке оборвалась - и всё.
Дефект кошки (она слетела ему во время штурма Лхоцзе на высоте 8200м) стоил жизни Ежи Кукучки (Jerzy Kukuczka) - лучшему польском альпинисту. Он потерял равновесие и сорвался. При падении оборвалась веревка.
Есть предположение, что Ули Штек погиб именно из-за неисправных кошек.
Вывод: следует всегда быть готовым к проблемам с кошками. Перед выходом следует их тщательно осматривать. Ведь часто такой субъективный фактор как невнимательность к снаряжению приводит к авариям.
Кроме этого, советую на ледовых склонах и при пересечении ледников иметь при себе ледобур. Не ленитесь прицепить его сбоку - пусть болтается до лучших времен.
И самое важное: нужно смоделировать в уме ситуацию, когда действительно что-то происходит с кошками, и быть готовым оказать себе помощь или напарнику. Вырубка ступени для ног, зависания на фи-фи или ледовом молотке - вот тот инструмент, который вас и таки спасет.