Представьте, что на маршруте вашему напарнику на руки упал камень. Он в сознании, может задорно перебирать ногами, а вот руки не работают. Сам он не спустится по верёвке, значит придётся его спустить.
В идеале на вас не должно приходиться никакой нагрузки, а когда отпустите руки, верёвку должен заблокировать схватывающий узел. Иногда эти правила избыточны, поэтому начну с простых способов спуска и перейду к сложным.
Спускать с себя через редирект
Встегните корзинку с верёвкой в страховочное кольцо обвязки как обычно для страховки, верёвку между собой и напарником пропустите через карабин с муфтой на станции. Готово.
Повесить корзинку с редиректом
Если пропустить верёвку в корзинку и встегнуть в станцию, получится чепуха. Так корзинка создаёт мало трения и вы будете спускать напарника, по сути, через карабин. Никогда так не делайте.
Чтобы корзинка заработала, простегните верёвку в карабин, на котором висит корзинка. Вот так:
Так трение возникнет на зубчиках корзинки и на карабине. Как бы ваш напарник ни прыгал на верёвке, на вас придётся совсем небольшая нагрузка.
Использовать узел УИАА
Под нагрузкой он крутит верёвку, зато не требует ничего кроме карабина и навыка. Если верёвка тонкая, а напарник толстый обычным УИАА тяжело держать. Если подумали об этом заранее, завяжите двойной УИАА. Если поняли уже в процессе, вяжите супер УИАА.
Двойной УИАА — это один узел, завязанный поверх второго. Первый крутит верёвку в одну сторону, второй — в другую. В итоге верёвка не закручивается.
Подстраховка
Чтобы не упустить напарника, подстрахуйте узел УИАА или корзинку схватывающим узлом. Если спускаете одного человека, то достаточно завязать схватывающий и пристегнуть к страховочному кольцу. Вот так:
Это рабочий способ, но у него есть существенный минус: вы всё ещё важная часть страховочной цепи. Если спускаете двоих — пострадавшего и сопровождающего — вяжите схватывающий на станции. Теперь, если пассажиры неаккуратно перешагнут через карниз и сильно дёрнут верёвку, нагрузка придётся только на станцию.
Нельзя просто завязать схватывающий из полутора метров репшнура и повесить на станцию. Если прусик сработает, его не получится сдвинуть, потому что он сильно затягивается под нагрузкой. Чтобы избежать такого, заранее завяжите прусик и комбинацию узлов, которые можно развязать под нагрузкой: маринер/радиум/ммо. Сейчас не буду подробно останавливаться на этой теме, потому что она большая и требует отдельной статьи. Вот так выглядит прусик с комбинацией MMO:
Позже напишу цикл статей про эти комбинации. Они, повторюсь, важны для спуска двух человек. Одного можно спустить со схватывающим, пристёгнутым к себе.
— Стой-стой, у корзинки же есть режим автоблока! Так и спускать можно.
Спускать через корзинку в автоблоке можно, но неудобно. Напарник будет ехать рывками, потому что трудно долго держать корзинку разблокированной. Если вы лезете мультипитч и ваш напарник внизу устал и не может наверх, спускайте в автоблоке. А если спускаете со станции, то используйте способы, описанные выше.
В идеале на вас не должно приходиться никакой нагрузки, а когда отпустите руки, верёвку должен заблокировать схватывающий узел. Иногда эти правила избыточны, поэтому начну с простых способов спуска и перейду к сложным.
Спускать с себя через редирект
Встегните корзинку с верёвкой в страховочное кольцо обвязки как обычно для страховки, верёвку между собой и напарником пропустите через карабин с муфтой на станции. Готово.
Плюсы | Минусы |
Быстро, просто, не нужно дополнительного снаряжения | Все рывки достанутся вам, подстраховки схватывающим нет |
Повесить корзинку с редиректом
Если пропустить верёвку в корзинку и встегнуть в станцию, получится чепуха. Так корзинка создаёт мало трения и вы будете спускать напарника, по сути, через карабин. Никогда так не делайте.
Чтобы корзинка заработала, простегните верёвку в карабин, на котором висит корзинка. Вот так:
Так трение возникнет на зубчиках корзинки и на карабине. Как бы ваш напарник ни прыгал на верёвке, на вас придётся совсем небольшая нагрузка.
Плюсы | Минусы |
На вас не придётся рывков, достаточное трение | Нужна корзинка, без редиректа получится плохо |
Использовать узел УИАА
Под нагрузкой он крутит верёвку, зато не требует ничего кроме карабина и навыка. Если верёвка тонкая, а напарник толстый обычным УИАА тяжело держать. Если подумали об этом заранее, завяжите двойной УИАА. Если поняли уже в процессе, вяжите супер УИАА.
Двойной УИАА — это один узел, завязанный поверх второго. Первый крутит верёвку в одну сторону, второй — в другую. В итоге верёвка не закручивается.
Плюсы | Минусы |
Нормально работает на тонких верёвках и с большими нагрузками. Не нужно дополнительного снаряжения. | Двойной и супер УИАА трудно запомнить. Обычный УИАА крутит верёвку. |
Подстраховка
Чтобы не упустить напарника, подстрахуйте узел УИАА или корзинку схватывающим узлом. Если спускаете одного человека, то достаточно завязать схватывающий и пристегнуть к страховочному кольцу. Вот так:
Это рабочий способ, но у него есть существенный минус: вы всё ещё важная часть страховочной цепи. Если спускаете двоих — пострадавшего и сопровождающего — вяжите схватывающий на станции. Теперь, если пассажиры неаккуратно перешагнут через карниз и сильно дёрнут верёвку, нагрузка придётся только на станцию.
Нельзя просто завязать схватывающий из полутора метров репшнура и повесить на станцию. Если прусик сработает, его не получится сдвинуть, потому что он сильно затягивается под нагрузкой. Чтобы избежать такого, заранее завяжите прусик и комбинацию узлов, которые можно развязать под нагрузкой: маринер/радиум/ммо. Сейчас не буду подробно останавливаться на этой теме, потому что она большая и требует отдельной статьи. Вот так выглядит прусик с комбинацией MMO:
Позже напишу цикл статей про эти комбинации. Они, повторюсь, важны для спуска двух человек. Одного можно спустить со схватывающим, пристёгнутым к себе.
— Стой-стой, у корзинки же есть режим автоблока! Так и спускать можно.
Спускать через корзинку в автоблоке можно, но неудобно. Напарник будет ехать рывками, потому что трудно долго держать корзинку разблокированной. Если вы лезете мультипитч и ваш напарник внизу устал и не может наверх, спускайте в автоблоке. А если спускаете со станции, то используйте способы, описанные выше.