Обзор спускового / страховочного устройства Mega Jul от компании Edelrid

Немецкая инженерная школа по праву считается одной из самых-самых в мире.
Рудольф Дизель, Карл Цейс, Фердинанд фон Цеппелин и множество других упорным трудом оставили свои имена в истории.
Немецкие бренды повсеместно завоевывают призовые места в борьбе за симпатию и кошельки покупателей.
Везде, кроме альпинизма. Вернее сказать, так было до недавнего момента.

Edelrid Mega Jul
Edelrid Mega Jul


Вообще говоря, компании Edelrid есть чем похвастаться.
В далеком 1953 компания сделала первую в мире веревку нового дизайна - с крученым сердечником и плетеной оплеткой (именно такими веревками мы пользуемся и поныне). Эта технология Kernmantel и положила начало последующему развитию динамических веревок.
Потом, уже в 2006 году, произошел следующий качественный рывок компании.
Немецкий концерн VAUDE отчаялся иметь дело с испанской Lucky, приобрел Edelrid, объединил оба направления под одним брендом, накачал ее R&D отдел мощной финансовой струей и нашел светлые конструкторские головы.
В итоге на рынке появилась масса просто замечательных и небанальных вещей.

Про одну из них, спусковое/страховочное устройство Mega Jul, сегодняшняя статья.

Edelrid Mega Jul
Edelrid Mega Jul


Идея устройства – это гибрид т.н. автоматического спускового устройства с шайбой Штихта. С одной стороны, в горах приходится работать с двумя веревками, а с другой стороны, всем очень нравится гри-гри и иже с ними за удобство работы. Кроме того, если вы пользуетесь неавтоматической спусковухой на дюльферах, ее надо подстраховывать схватывающим узлом, дабы при потере контроля не улететь в бездну. Многие подстраховкой пренебрегают по самонадеянности или лени, а тут способность автоматически прекратить спуск при потере контроля является врожденным свойством системы.




Ребята в Edelrid прекрасно понимают, что удобство и функционал – это еще не все. Оценивают – по одежке. MegaJul выглядит сногсшибательно. И необычно. Пожалуй, разработчики даже чуть-чуть перегнули палку – из-за миниатюрных размеров у некоторых людей возникает ощущение ненадежности. Но бояться не стоит, с прочностью у этой штучки все в порядке.




Я приобрел свой экземпляр весной, съездил с ним в Крым и затем провел лето в горах. Очень многие скептики, которым я в восхищении показывал это творение, невольно помогли мне сформировать список вопросов:

  • Насколько четко срабатывает при срыве? Как известно, автоматы срабатывают отнюдь не всегда. Практика показывает, что если вы безоглядно доверяете гри-гри и любите поболтать с друзьями на страховке, бросив руки, то рискуете проверить на деле свои навыки в оказании первой помощи. Ну или в общении с безутешными родственниками - это как повезет.

  • Как греется на дюльферах? MegaJul стальной, не будет ли он разогреваться до температур, при которых сталь плавит веревку?

  • Стальные зубья кошек и клювы инструментов с радостью ржавеют. А что наш подопытный? Ржавая спусковуха – надо еще поискать что-то столь же неэстэтичное.

  • Как стирается на дюльферах? Алюминиевые шайбы затачиваются об веревку, после чего эту самую веревку очень быстро приводят в состояние «тряпочки». Соответственно, требуют постоянного ухода надфилем или свернутой в трубочку наждачкой.


Но эти вопросы банальны, и они были очевидны создателям. Все испытания шайба прошла легко. Хватает резко, не греется, не ржавеет и не точится. Хочется отметить, что MegaJul – чистюля: после поездки в горы не превратился в тусклую изодранную «железку», как это обычно случается с дюралевыми шайбами.




Первое, с чего следует начать использование устройства – это с чтения инструкции. Со мной пару раз бывало, что вот испытываешь некое неудобство в работе с чем-то, борешься с ним, придумываешь. Затем поборешь неудобство, надуваешься как павлин и ходишь гордый. А потом смотришь в мануал – а там твое мега-изобретение изложено в виде комикса, чтобы для всех, включая умственно-отсталых. И чувствуешь себя уже не гением, а особо тупым дебилом.

В инструкции к MegaJul написано, что для корректной работы ему нужен карабин определенной толщины и формы сечения (угадайте с одного раза, кто такие карабины делает). И на самом деле, покупать их надо парой, спусковуху и карабин. Младшего брата нашего героя Edelrid, кстати, именно так и продает. Edelrid рекомендует карабины серии Strike, кроме синего карабина Strike Safelock, у которого защелка слишком высоко и мешает нормальной работе шайбы. Если разглядывать в тексте инструкции только схемки и картинки, то запрещающая картинка именно про синий Strike Safelock, зеленый Strike Slider FG старательно рекомендуют использовать.




Второе, о чем надо быть в курсе – это толщина веревки. На борту устройства диапазон обозначен как 7.8 – 10.5мм. Надо понимать, что 10.5мм – это про нулёвую скользкую веревку, и никто не обещает комфорта. На самом деле, зона комфорта – это 9.5мм. А лучше 9.1мм. Что поделать, устройство родом из Европы, там нашу российско-американскую любовь к канатам не разделяют.




Третье, о чем стоит быть в курсе – это перчатка на ведущей руке (правая для правши). По крайней мере, для дюльферов. Большим пальцем вы тянете за скобу, веревка трет по тыльной стороне второй фаланги, и если кожа там не закрыта перчаткой, то будет больно. Ну или очень больно, если дюльферов много.




Основная проблема, которая возникает при работе с эти устройством, связана с его формой и внешним видом. Кажется, что это маленькое симпатичное ATC. И работать с ним хочется так же, как делали это последние 10 лет. В этот самый момент возникает целый каскад разочарований. Все, что можно ожидать от шайбы, вы не получите от MegaJul. Вы пробуете выдать веревку привычным способом, а она блокируется. Вы устанавливаете MegaJul в режим гида, а он не пускает веревку никуда. Смотрите на инструкцию на боку устройства и понимаете, что его надо установить вверх ногами. Лично я себя в этот момент чувствовал так, как будто мне колеса к машине предложили прикрутить не той стороной.




Хочется отметить, что режим гида – самая слабая сторона этого устройства. Веревки тянутся с очень большим усилием, а если они толстые или мохнатые, то и вовсе не тянутся. Обратите внимание, производитель настаивает, чтобы при использовании одной веревки карабин был заведен под тросик (что можно не делать при использовании двух веревок).






Кстати, если очень хочется, то можно из Mega Jul получить некий эрзац обычной шайбы. Производитель рекомендует для этого попросту прищелкнуть шайбу вверх ногами. Стоит понимать, что при этом веревка будет заблокирована при попытке выбрать.




Если хочется по-настоящему превратить MegaJul в обычную шайбу, присоедините устройство к обвязке не одним, а сразу двумя карабинами:




Если когнитивный диссонанс пережить, обновить прошивку в своем сознании, взять веревочки потоньше, нужный карабинчик, надеть перчатки – наступит недостижимый с иными устройствами комфорт. Все мои попытки постраховать ATC после знакомства с MegaJul неизменно напоминают как я, полгода отъездив на Хюндае, перегонял покупателю своего старенького жигуленка.


В качестве резюме:

  • вместе с этим устройством надо купить родной карабин,

  • веревки нужны 9.5мм или тоньше,

  • при дюльферах на руке необходима перчатка,

  • перед применением придется потренироваться,

  • греется разумно, не стачивается, не ржавеет.


Приходить на наши курсы и модули с MegaJul не надо. Лично я в восторге от этой «железки», страхую и дюльферяю исключительно с ней, но она уже не является классической шайбой гида, на которую рассчитаны все наши занятия и упражнения.

P.S. Хочется напомнить, что ни одно страховочное и спусковое устройство не является настоящим автоматом.
Ни один производитель (и Edelrid не исключение) не берутся утверждать, что устройство "схватит" веревку во всех случаях, когда это необходимо, все без исключения производители (Edelrid в их числе) настаивают, что при страховке и спуске вы всегда должны контролировать рукой веревку, выходящую из устройства.




Большое спасибо Евгении Алексеевой за фото.

Теги: Mega Jul от компании Edelrid, Edelrid Mega Jul, спусковое устройство Edelrid Mega Jul, страховочное устройство Edelrid Mega Jul,
Автор: http://mountschool.ru/
Опубліковано в альпінізм

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ