Общие советы о подготовке маршрутов на скалах подобных Бахчисараю

Самое главное, что стоит учитывать при подготовке маршрутов на таком известняке как в Бахчисарае - он мягкий и сыпучий. Из этого следует, что маршруты нужно оборудовать длинными анкерами. Линии маршрутов нужно искать с учетом того, что на скале есть очень трухлявые участки, избегать их.

Общие советы о подготовке маршрутов на скалах подобных Бахчисараю
Общие советы о подготовке маршрутов на скалах подобных Бахчисараю
Чтобы подготовить спортивный маршрут недостаточно просто установить крючья и станцию. На самом деле, установка крючьев это самый простой и быстрый этап. А вообще, подготовка состоит из следующих частей:

- Наметить линию маршрута
- Навесить веревки для работы
- Установить при надобности временные шлямбура
- Провести чистку маршрута от крупных камней
- Провести тщательную чистку маршрута от мха, мелких камней, трухи, земли, травы, пыли
- Обозначить места для установки станции и крючьев
- Установить станцию и крючья
- Срубить острые выступы и наросты на зацепах, отшлифовать их
- Укрепить потенциально ненадежные зацепы или сыпучую породу
- Убрать пыль
- Подсчитать количество крючьев, дать оценку категории маршрута, попробовать его полазать и поправить недочеты если они будут обнаружены

К сожалению, далеко не все или не всегда выполняют эти пункты, в результате получаются средненькие маршруты, которые могли бы быть и лучше подготовлены, а бывают вообще недоделанные, лазать которые опасно или больно, в результате - противно. Конечно, очень много зависит от того каким маршрут создала природа, иногда скала так хороша, что достаточно просто поставить крючья - и получится шедевр, иногда она ужасна и чтобы создать там маршрут требуется очень много сил, времени и терпения. Например, нам пришлось очень потрудиться, чтобы создать маршрут Чебурек, на секторе Баллон, где мы выполнили все пункты по подготовке маршрута, к тому же выполнение было осложнено сильным нависанием скалы. Давайте рассмотрим процесс создания маршрута как раз на примере Чебурека.

Итак, много лет пустовала эта часть скалы, слева от маршрута Клоун. Вы видите ее красоту и представляете как интересно было бы тут лазать. Но есть одна серьезная проблема - вся нижняя часть скалы в этом месте - труха, целый пласт трухи без единой надежной зацепы. Как вы сейчас можете убедиться, буквально пощупав маршрут руками, эту проблему сложно, но можно решить, ведь линия стоила таких усилий. Оценивайте и это тоже - а стоит ли этот кусок скалы требуемых усилий по подготовке? В случае Чебурека был веский аргумент постараться: сектор Баллон очень популярен и несложный маршрут здесь будет востребован. Если бы эта линия находилась где-то на задворках Бахчисарайских скал - то мы бы не стали над ней заморачиваться, так как вполне можно найти и более простой в пробивке маршрут. Итого: прежде чем колотить - подумайте, а что выйдет в итоге и будут ли это лазать? Видите - нет зацеп, идти далеко - лучше не надо, потратьте силы на что-то полезное.

При выборе линии смотрите на макро рельеф маршрута. Вам нужно сделать маршрут равномерным, поэтому старайтесь избегать больших полок, если это возможно, а так же будьте внимательны, вдруг ваш маршрут идет по огромной живой нашлепке, которая может погубить кого-то, в последствии отвалившись. Вспомните случай в Турции с Саловатом Рахметовым и его дочуркой Зулейхой — какой-то пробивщик не смог прочитать макрорельеф и от маршрута отломался большой кусок скалы, сделавший девочку инвалидом. Вот такие серьезные могут быть последствия у халатности.

Первый этап позади — мы выбрали линию. Ну, теперь за дело! Не так быстро. Один из самых нудных этапов — подготовить навеску для работы. Идем наверх скалы — судьба благоволит нам, там растут крепкие и надежные можжевеловые деревья. Вы должны обеспечить максимальную безопасность для своей работы, поэтому тщательно оценивайте — надежны ли точки крепления рабочих перил, а так же, дублируйте эти точки дополнительными креплениями. Очень важный момент: работать вы должны как минимум на двух веревках — основной(статическая веревка) и вспомогательной, которая служит для подстраховки к основной. Обязательно обратите внимание на то, как лежат веревки на перегибе скалы — они не должны тереться об острые выступы — иначе порвутся. Итак, вы надежно закрепили две веревки — статическую, по которой вы будете жумарить и дюльферять и, скажем, динамику, к которой нужно пристраховаться схватывающим безопасным устройством: гри-гри, капелька или что-то подобное вполне подойдут. По мере спуска на статике вы будете рукой спускать страховочное устройство на вспомогательной веревке. Кстати, вспомогательная веревка может послужить еще тогда, когда вам понадобится какой-то инструмент и друг, внизу, будет цеплять инструменты к этой веревке. Теперь представим что нам не повезло и наверху нет ни можжевеловых, ни каких-то еще деревьев. В этом случае нужно вбить несколько крючьев наверху и делать навеску на них. Будьте дальновидны — если на этом участке скалы можно пробить не один, а много маршрутов, то установите крючья наверху так, чтобы вы потом легко могли переставить навеску на соседние линии, не добавляя новых крючьев сверху.

Хорошо, теперь вдохнули полную грудь и вниз, дюльфером по установленным перилам. Попутно осматривайте линию — где примерно установите станцию, как идет последовательность зацеп, где рухлядь, а где булыганы вот вот отвалятся. Внимание! Очень опасно! Во время работы никто под вами находиться не должен! Убьете! Желательно чтобы неподалеку был человек, который будет следить, чтобы никто и близко не проходил под местом работ. Так как мы рассматриваем Чебурек, то там это особо актуально, ведь сектор очень популярен и там лазает много людей, ненароком кто-то да пройдет под вами, а вы возьми и спусти булдыган размером с голову. Относитесь к этому очень серьезно.

Думайте на шаг вперед, ведь ваши силы не бесконечны. Зачем дюльферять и жумарить лишний раз, прихватите с собой инструменты для чистки и по мере спуска откалывайте крупные ненадежные камни, спускайте вниз все что можно отломать. Это еще и весьма предусмотрительно, ведь когда вы спуститесь и начнете жумарить — вы можете зацепить веревкой живой камень и получить им по голове. Следовательно, работайте в каске — мало ли что, голова не казенная. И еще, можете сразу прихватить с собой временные шлямбура и перфоратор, если маршрут нависающий, будете по мере спуска ставить их и притягиваться к скале.

Хорошо, вы спустились, почистив по-ходу дела маршрут от живых камней и установив временные шлямбура. В отличии от постоянных анкеров это могут быть простые, самые дешевые и короткие распорные анкера — на время работы их вполне хватит.

Далее, вам нужно прочистить маршрут от мха, трухи и живых камней. Выполняйте чистку очень тщательно — мха быть вообще не должно на скале.

После тщательной чистки вы можете выбирать места для крючьев и станции. Кстати, о выборе места для станции. Относитесь к этому делу с умом, иначе испортите маршрут — станция должна быть там, где находится логическое завершение маршрута, станция должна быть там, где у лезущего хватит веревки на спуск(старайтесь ставить не выше 30м над землей, но учитывайте что веревка отлично тянется и можно пару метров еще накинуть, если это будет логично по рельефу линии). Учитывайте, что если весь маршрут примерно 6с, а в самом верху какая-то гладкая, невразумтиельная плита без зацеп, тянущая на сложнейший болдеринг, то ставьте станцию под плитой — это логично. Старайтесь делать маршрут равномерным и избегайте очень жестких или непролазных ключей. Это искусство, тут нужен наметанный глаз, чтобы оценить линию, правильно выбрать направление и логично завершить маршрут. Думайте и еще раз думайте — может в чем-то ошибетесь, ладно(сколько косяков вообще на маршрутах... но лазают же, привыкли), однако, если будете делать бездумно — очень вероятно что ваши старания пойдут насмарку и маршрут ваш никто лазать не будет.

Мы считаем что вы выбрали правильные крючья и умеете их ставить, в этой статье я не буду это описывать, так как эта тема так велика, что ей я посвящу отдельный трактат.

Каждый шлямбур должен быть размещен правильно. Размещение шлямбуров — это самый важный пункт. Тут накосячить проще всего. Думайте так, чтобы самым боязливым людям было нестрашно на вашем маршруте. Ни в коем случае не делайте больших пролетов. Всегда учитывайте что ваш маршрут будут лазать невысокие скалолазы. Всегда думайте о том, чтобы оттяжку было легко вщелкнуть(выбирайте для вщелкивания наилучшую из имеющихся поблизости зацеп) и располагайте крюк так, чтобы скалолаз не вщелкивал вревку в крест, или еще в какой-то извращенной позе. Всегда учитывайте что скалолаз может сорваться в любой момент и срыв его должен быть безопасным — чтобы он не вошел ногами в полку или чтобы он не снес голову о бровку карниза. В общем, чем большей гармонии вы достигнете при расположении крючьев — тем приятнее будет лазать ваш маршрут.

После установки крючьев со станцией, хоть маршрут и почищен, но он все еще не готов к лазанию. Теперь нужно сделать незаметную, но очень важную работу — отшлифуйте зацепы так, чтобы ничто не рвало кожу и не резало пальцы — пройдитесь наждачкой по каждому острому выступу, срубите каждый пупырышек, впивающийся в кожу. Это не долбленки, ничего криминального в такой модификации скалы нет, но не перегибайте палку, все же грань между подчищенной и долбленой зацепой где-то есть.

Создание Чебурека
Создание Чебурека
Кстати, давайте коснемся темы доработки и создания зацеп — долбленок. Я не приветсвую и расстраиваюсь, когда есть долбленки. Самому мне еще не приходилось их делать, но я представляю вполне ситуацию, когда без них — никак. Будем реалистами, такое бывает. Сделать долбленку — это очень и очень ответственное решение. Если без этого никак, я предлагаю вам в этом убедиться, перед тем как долбить, пригласить на ваш маршрут очень сильных болдерингистов и если даже они скажут, что сделать движение нереально — тогда долбите, я не против, порой получаются очень классные маршруты, как тот же Время Ч — лучший в своей категории, хотя там и долбленки есть и цементом много чего замазано.

Хорошо, зацепы отшлифовали, но что же делать с трухой, которую просто невозможно счистить(пласт)? Тут вам поможет обычная грунтовка для наружных стен, используемая в строительстве — окрасьте ею рыхлые места и там появится прочная защитная корка. Берите такую грунтовку, чтобы корка получилась где-то 10мм толщиной.

Иногда на маршруте есть такие зацепы, которые могут отвалиться, но если они отвалятся, то маршрут станет слишком сложным или неравномерным и очень желательно, чтобы эти зацепы остались. Для этого можно воспользоваться высокопрочным цементом(типа Ceresit) или клеем — обработайте трещины и слабые места. Раствор должен быть тем лучше, чем крепче нужен шов, в самых трудных случаях можно и Сикадуром укреплять. Так же, часто встречаются зацепы, которые грозят рассыпаться со временем — их поверхность тоже можно укрепить цементом или клеем.

Ну вот, почти закончили. Теперь просто сдуйте пыль со своего детища и проведите воспитательную работу — полазайте и поправьте недочеты. Если поняли что накосячили с каким-то крюком и есть идея как его правильно надо поставить — не ленитесь, поставьте крюк по-новой, а старый спилите болгаркой. Ну и как финальный штрих — назовите его(у нас принято чтобы пробивщики назвали маршруты, а не первопроходцы), дайте маршруту приблизительную категорию(хотя бы просто скажите — "это шестерка" или "это семерка"), сосчитайте количество шлямбуров, длину маршрута и опубликуйте информацию на просторах интернета, чтобы люди знали о нем и начали пробовать пролезть.

Да, пробивка это сложное и очень ответственное занятие, но ничто не сравнится с радостью созидания и ничто не радует так, как заинтригованные твоим маршрутом скалолазы!

В одной статье невозможно перечислить все аспекты, хитрости, инструменты и способы пробивки маршрутов. Ну вот, скажем, что если скала метров сто высотой, как там делать навеску? Это тема отдельного разговора.

Но кое-что, особо важное, как-то установка крючьев или перечень необходимых инструментов для работы, я опишу в последующих статьях.

Теги: скалолазание, подготовка маршрутов на скалах, известняки как в Бахчисарае, маршруты в Крыму
Автор: http://www.limewall.com.ua
Опубліковано в

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ