Наши за рубежом: И снова их двое!

www.epidemia.com.ua
www.epidemia.com.ua
В этом году их действительно будет двое! В самой легендарной гонке «Дакар» в этом году примут участие сразу два украинца, причем их обоих зовут Вадимами. Примечательно, что для обоих это будет вторым стартом в этой гонке и оба являются по сути гонщиками-любителями.

Про планы Вадима Нестерчука мы уже подробно рассказывали. К тому же благодаря его обширному пи-ару, который длится уже более трех лет, этот Вадим хорошо известен в Украине. Другое дело второй Вадим – Притуляк, который провел свою скромную пресс-конференцию на следующий день после своего тезки. Вадим-мотогонщик мало известен в Украине, и это не смотря на то, что вместе с Богданом Новицким именно он стал одним из украинцев-первопроходцев в современной истории «Дакара», реально стартовавших в этой гонке в 2009-м году. Напомним, что Вадим Нестерчук отправился на «Дакар-2008», но, к сожалению, та гонка была отменена, и он так и не стал первым украинцем, реально стартовавшем в современном «Дакаре». Ими стали как раз Новицкий с Притуляком. Также напомним, что на счету Виктора Московских не только старты, но и победа на «Дакаре» за рулем «КАМАЗа» в далеком 1996-м году. И хотя тогда он представлял Россию, по месту рождения Виктор одессит.

Относительная неизвестность Притуляка отчасти кроется в том, что, не смотря на пометку «Украина» рядом с его фамилией в списках «Дакара-2009», в своих интервью перед той гонкой он заявлял, что желает стать
первым в истории … казахом, финишировавшим на «Дакаре»! Таки тут стоит разобраться.

Поворот судьбы

Действительно, ранее Вадим Притуляк был известен только в гоночных кругах рейдовиков и среди любителей двухколесной техники, но в основном в … Казахстане, где он стал чуть ли не национальным героем! При чем тут Казахстан?! Да при том, что еще до прошлого года, не смотря на место рождения – Жмерянка Винницкой области, - после развала СССР Вадим оказался и более двух десятков лет проживал в Казахстане и соответственно имел казахское гражданство. Вполне логично, что в своем первом «Дакаре» он выступал под казахской спортивной лицензией. Тем не менее, с самого начала не только в гоночной среде, а и там где он жил, Вадима все знали не иначе как под прозвищем «Хохол», о чем свидетельствует даже номерной знак на его автомобиле, на котором теперь он ездит по Москве, ставшей временно его третьим домом.
В непродолжительной карьере этого мотогонщика все необычно, как, собственно, и в его гражданской жизни. Хотя, не совсем гражданской. Будучи выпускником Суворовского училища, находящегося в нынешней Твери, в 1988-м году Вадим с успехом закончил факультет военной разведки Киевского общевойскового училища, после чего он служил, неоднократно бывав в Республике Корея. После службы он осел в тогдашней столице Казахстана – Алма-Ате, где начал бизнес, связанный с продвижением на рынок и продажей одеждой, в основном спортивной.
Так Вадим и жил спокойной жизнью бизнесмена, воспитывая сына, пока в возрасте 38 лет друзья не усадили его на мотоцикл, в езду на котором он просто влюбился! Тут стоит оговориться, что в детстве и юности Вадим имел опыт езды и на мопеде и на мотоцикле, но с тех пор он не садился на два колеса. Второе – он влюбился в езду по пересеченной местности, а не дорогам общего пользования, где он по-прежнему по ряду причин (в первую очередь безопасность, как это ни странно будет звучать) предпочитает все же 4-колесный транспорт.
Вадим так бы и катался по местным окрестностям (живописным горам и долинам Казахстана), пока в разгоревшейся беседе в междугороднем автобусе не стал показывать случайному попутчику на своей мобилке фотографии красот природы Казахстана, снятой, естественно на подобных мотопргулках, о которых также шла речь. Как вдруг неожиданный попутчик, к слову итальянец, не спросил Вадима, мол, а почему он, любя езду на байке и экзотические «краевиды», не участвует в знаменитой гонке «Париж-Дакар», о которой сам Притуляк к тому моменту даже не слыхал! Сначала Вадим просто посмеялся, мол да какие там гонки, я тут чисто за городом, и особо не концентрировал свое внимание на этом разговоре, однако мысль засела в его голове. Вскоре, узнав побольше о «Дакаре» он буквально загорелся этой идеей и стал узнавать, как ему попасть на эту гонку!

Путь к новой мечте

Благо новые друзья-наездники Вадима, с которыми он поделился охватившими его мыслями касательно «Дакара», осознававшие немного больше чем сам Вадим, куда он собирается ехать, взялись за его новую карьеру мотогонщика. Попросту, они осознавали, что к своим 40 он попросту не готов к такому мероприятию, совершенно не имея навыков подобной езды. Для их получения Притуляк стал участвовать в местных мотокроссовых и эндуро гонках, а также постоянно тренируясь при любой возможности ездя по все тем же живописным местам в Казахстане.
Интересно, что свою первую же серьезную ралли-рейдовую гонку в жизни Притуляк выиграл, и вновь не без своих историй. В возрасте 39 лет (!) он стартовал в гонке «Шелковая дорога-2007» (Silk Road 2007), проводившейся в Казахстане и являвшейся некой репетицией того, что нынче зовется «Шелковый путь». В предпоследний день гонки приблизительно за 150 км до финиша этапа в более чем 50-градусную жару в пустыне он потерял сознание от обезвоживания организма и чуть было не погиб! Довольно долго он пролежал обессиленный, но при помощи камазовцев, давших ему воды, он все же самостоятельно выбрался из пустыни по заданному маршруту, в то время как большинство наездников решило срезать по асфальтовой дороге, не поехав в пустыню и не собрав необходимые точки, получив за это многочасовые штрафы. Вадим же пусть и не со стремительной скоростью, да еще и пролежав в пустыне без сознания какое-то время, прошел весь маршрут и таким образом и стал победителем гонки в мотоциклетном зачете.
Справедливости ради нужно сказать, что естественно в той гонке ехали в основном только местные наездники и в ней не было ни одного профессионала международного уровня. Тем не менее – победа есть победа, тем более завоеванная такой ценой!... После этого вначале 2008-го года Притуляк неплохо выступил уже в настоящем международном рейде в Марокко, где он финишировал вторым в классе 450 «кубиков», после чего он чуть было не распрощался со своей мечтой.

И вновь через приключения-тернии

Гонки, а точнее возможность стартовать в них, выпадают не так часто, а тренироваться нужно постоянно. Поэтому не смотря на свои первые успехи, Вадим использовал любую возможность для тренировок по езде на пересеченной местности. Именно одновременно тренируясь и показывая своим гостям-наездникам каньон (друзья ехали по асфальтовой дороге, а Вадим по обочине), в августе 2008-го года, менее чем за пять месяцев до заветного старта в «Дакаре», он упал, серьезно сломав запястье правой руки. Примечательно, что это был первый перелом кости в жизни Вадима!
Но, не смотря на то, что перелом неправильно сросся и приносил боль, а запястье не работало как должно при здоровой руке, Вадим вместо операции, с шиной на руке и болью в ней все же отправился на свой первый «Дакар-2009». И тут первый же день был отмечен приключением. Когда накануне старта они ставили байки в Закрытый Парк, напарник Нестерчука по команде «Хонда-Европа» по привычке перекрыл топливные трубопроводы, в том числе и на байке Вадима. Правда, сочтя это стандартной процедурой для себя, он не сообщил об этом самому Вадиму! И это чуть было не стоило Притуляку гонки! К середине первого этапа два из четырех баков его 450-й «Хонды» почти опустели, и на глохнущем двигателе, не понимая, что происходит, Вадим с трудом смог дотянуть до точки дозаправки, где произошла еще одна странная заминка – судьи чуть было не потеряли его корнет!...
А ведь к этому моменту Притуляк ехал с великолепными временами в районе 60-го места, и это из почти 240 стартовавших наездников! Однако две эти по-своему курьезные заминки стоили ему немало времени (порядка получаса) и он финишировал 111-м. Стоит понимать, что в первый день многие куда более опытные участники не форсируют свою скорость, однако с учетом того, что для Вадима, которому исполнилось 41, это был первый «Дакар» и главное состояние его руки, которая, кстати, и до сих пор не может сгибаться как следует в запястье, времена в районе 130-120-го, которые он показывал на протяжении всех остальных дней, заслуживают уважения… К сожалению, на 10-й день его гонку остановил фактически поймавший клин» двигатель, поэтому главная мечта – финиш в «Дакаре», пока не была достигнута…

Сын в помощь!

Но почему же в стартовых протоколах того «Дакара-2009» не смотря на казахскую гоночную лицензию, Притуляк числился как украинец. Наверное, это также было неким предзнаменованием на будущее. Официальные лица записали Вадима не по лицензии, а по паспортным данным, причем не места проживания, а именно места рождения. С тех пор многое произошло в жизни Вадима, пропустившего гонку этого года ввиду более серьезных перемен в своей жизни. Например, он переехал развивать бизнес и жить в Москву, но при этом в прошлом году он вновь не только по рождению, но и по паспорту стал украинцем, приняв наше гражданство.
www.epidemia.com.ua
www.epidemia.com.ua
Более того, на нынешнем «Дакаре» Вадим Притуляк уже будет выступать под украинской спортивной лицензией, став во всех смыслах хохлом. Пусть и живущим пока в Москве, но по-прежнему ездящим с номерным знаком «Хохол» и постоянно слышащий вопрос – «Хлопець, а де ти народився?» или «А звiдкиля ти родом?».
Но эта гонка станет еще и необычной в том, что ассистировать Вадиму на ней будет его сын Владислав! Нет, он не пошел по стопам отца и не сел на мотоцикл. Более того, сыну всего 16 лет и даже для его официального участия в гонке как представителя СМИ понадобилось специальное разрешение от организаторов, так как в гонке существует 18-летний возрастной ценз на любые официально регистрируемые позиции. Тем не менее, Владислав получил официальную аккредитацию, таким образом, став официально самым молодым участником «Дакара», пусть и не гонщиком.
www.epidemia.com.ua
www.epidemia.com.ua
В реалии он будет помогать своему отцу на бивуаках, где для таких гонщиков-любителей каждая минута дорога не меньше, чем на самой трассе, но тут речь идет о … сне. Ведь для таких гонщиков-любителей как Притуляк, которые финишируют порой и под ночь, а старт рано утром, на сон остается по паре часов от силы. И тут даже сэкономленное время на походе в столовую и подготовки экипировки играет свою роль. К тому же наездникам крайне необходим массаж после дня в седле, а точнее на ногах, так как именно так они проводят большинство времени вне дорог. Организаторы предоставляют нескольких массажистов для наездинков-частников, но и тут, наверняка вечером возникают очереди (в гонке участвует порядка 150 гонщиков-частников и любителей как Вадим) и Владислав также сможет заменить массажиста для своего отца. Да и о моральной поддержке тоже нельзя забывать. Передвигаться же Владислав Притуляк будет на одном из автомобилей ассистанса по объездным маршрутам.

PS или немного о новых перспективах

Нужно пояснить, что Вадим Притуляк не даром ставит одну единственную цель перед собой – это просто финиш в «Дакаре». (И как заветную – это финиш в топ-50.) Ведь он является не боле чем гонщиком-любителем. В этом году он вновь будет выступать за ту же команду, что и в первый раз – «Хонда-Европа». Эта команда является коммерческой, предоставляя место для таких гонщиков как Вадим, сопровождая их, в том числе и оказывая минимально-необходимую техническую помощь по ходу гонки. И такое участие в «Дакаре» стоит порядка 70 тысяч евро.
Тем не менее, и тут можно провести некую параллель между двумя Вадимами-украинцами. Притуляк открыто говорит о том, что ему пошел пятый десяток и при этом он хочет показать всем, что после 40 жизнь только начинается и, как и Нестерчук, все больше хочет посвящать себя спорту. Так в планах Вадима-мотоциклиста выступление в Кубке Мира по ралли-рейдам 2011-го года. Однако для этого нужен немалый бюджет (порядка 150 тысяч евро, а то и больше), и вот тут отчасти и кроется ответ, почему Вадим Притуляк, ранее ни как не заявлявший о себе в прессе, решил идти более проторенным «цивилизованным» путем…
Как знать, быть может и в Украине найдутся спонсоры, которые захотят поддержать по-настоящему первого украинского мотоциклиста в истории «Дакара», который, к тому же теперь является хохлом не только по своему внутреннему состоянию души и де факто, но и де юре по гражданству и по спортивному «окрасу»! Ну а всем украинским болельщикам есть чему искренне радоваться – ведь на грядущем «Дакаре» у нас появляется новый интерес следить не только за зачетом внедорожников, да и грузовиков, болея за «КАМАЗ-Мастер», но и за мотоциклами, и конечно при этом болеть за наших!

Теги: ралли, ралли Дакар 2011
Автор: www.epidemia.com.ua Вячеслав Щербина
Опубліковано в FIA

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ