Недавно мы вернулись с Кавказа (Приэльбрусье), где в течение двух недель двадцать с лишним человек (3 отделения от 3 разряда до кмс) осваивало, совершенствовало и оттачивало технику ледолазания.
Трехдневный микроцикл (день глетчер, день замерзший водопад, день скалы) повторялся четыре раза, постепенно усложняясь: увеличивалась крутизна льда, лазали в начале с верхней страховкой, затем с нижней по "накрученным" маршрутам и в конце «со своими точками».
Кроме того, были проведены занятия по другим позициям нижеизложенной программы, включая теоретические занятия по природе снега, льда, лавин, по безопасности, по профилактике обморожений и переохлаждений, ну и практические: проушины, самовыкруты, передвижение в связках по закрытым ледникам, вытаскиванию из трещин и другие технические элементы.
На леднике были каждым отделением выкопаны снежные пещеры и участники получили опыт ночевок в них.
Подробные фотоотчеты можно посмотреть в группе Школы ВКонтакте. Здесь же привожу как пример организации снежно-ледового модуля несколько фотографий участников сбора.
Каскадный лед (замерзшие водопады):
Глетчерный лед:
Драйтулинг:
Снежные пещеры:
Наши помощники:
Контингент был опытный, до кмс включительно. Но исходный уровень техники передвижения и по льду и по скалам оставлял желать лучшего: не правильная техника! Обучая и тренируя ребят, задался вопросом: почему очередной раз приходится переучивать? Исправлять и корректировать эту технику? Почему нельзя сразу, с новичка учить "правильной" технике? Ведь переучивать сложнее, чем учить! Почему в альпинизме так получается, что с новичка альпинист усваивает не правильную технику, закрепляет её в дальнейшем. Иногда так и лазает до конца своей альпинистской карьеры. Но иногда и срываясь по этой причине, получая травмы или погибая.
И вот к чему пришел:
1. Дети, пытаясь научиться плавать, барахтаются в воде, беспорядочно гребя руками и ногами, и начинают как-то плыть, «по собачьи».
Со временем они хорошо осваивают этот стиль, могут проплыть «по собачьи» довольно большие расстояния. Но однажды они замечают, что не все плывут этим способом: кто-то плывет «по морскому, лягушкой», кто-то «саженками». Пробуют сами: не получается. «По собачьи»- уже привычнее. Зачем новое искать, когда и старое устраивает! Переборов в себе косность и поработав над собою, научившись новым для себя способам плавания, дети начинают понимать их превосходство и достоинства! И лишь те немногие, кто пошел в секции плавания к хорошим тренерам, осваивают спортивные стили: кроль, брасс, баттерфляй.
В альпинизме большинство в технике передвижения по скалам и льду остановились на этапе «плавания по собачьи»: кто как сам научился. Те, кто должен был их научить делать это правильно (инструктора альпинизма), сами этого не умели: их тоже никто не учил. В лучшем случае сообщалось о десяти правилах скалолазания, которые работают максимум до скальных маршрутов 4 к.сл. На льду еще проще: «Вот тебе кошки, вот ледорубы (инструменты) – лазь! Руки и икры ног забились – ОФП надо подтянуть!» Так и лазают по скалам и льду самоучки. Кто-то чуть лучше, кто-то чуть хуже. И все они убеждены, что делают это правильно, технично. Ведь все так лазают
Причина же «забитых рук»– в неправильной технике скало- и ледолазания. В молодости я подтягивался 50 раз на двух руках и по 3 раза на одной. Сейчас я с трудом подтягиваюсь три раза на двух, но лазаю не много хуже, чем прежде (на скалах редпоинт F7а-7b): лазание «по собачьи», за счет грубых физических качеств, я давно заменил лазанием техничным, современным. То же на льду. Давно бы пора и другим от «плавания по собачьи» перейти хотя бы к более надежному и экономичному «плаванию «по морскому, лягушкой». Ну и идеально – подготовить тех, кто освоит «кроль, брасс, баттерфляй» (правильные современные техники скало и ледолазания) и сможет затем научить этому других.
Сколько раз мне приходилось слышать на занятиях по скалолазанию: «Ну зачем мне все эти упоры, распоры, откидки, «скрутки», «третьи ноги» и прочие «флаги», ведь я и так лезу не плохо!». Или на льду: «Мне сложно выполнять требуемые Вами движения! Мне легче так, как я уже умею! Ну а руки устают быстро – так я вернусь домой и закачаю их подтягиваниями - будут меньше уставать!» И только настояв на своем, добившись от такого ученика правильности движений и дав их почувствовать, наконец слышу: «Да, я был не прав! Так легче!»
2. Многие считают, что в техническом альпинизме основа безопасности – веревочная страховка, и это большое заблуждение.
В отличие от лазания по спортивным дорожкам, где срыв – обычное и безопасное явление, в лазании «со своими точками» (традиционное лазание) срыв весьма опасен. В http://youtube.com/ достаточно примеров срывов с вырывом своих точек и опасным приземлением можно найти по запросу «trad rock climbing fall», например:
Поэтому веревочная страховка - «последний аргумент» в цепочке безопасности. Не всегда спасающий.
Срыв на восхождении допустить нельзя! А для этого необходимо правильно, технично, надежно передвигаться по горному рельефу: скалам, льду, снегу, миксту. С «запасом прочности». На восхождении надо уметь лазать так, чтобы не срываться!
Техника лазания в «трэде» значительно отличается от техники спортивного лазания. Преобладают плавные движения, отказ от динамических движений, упорно-распорная техника («третья нога», скрутки, откидки, распоры), короткий шаг и пр. приемы, позволяющие в случае необходимости «сдать назад», изменить положение и избежать срыв. И этой техникой альпинист должен владеть досконально, понимая биомеханику.
Большое значение для безопасности и в трэде и в ледолазании имеет умение правильно расположиться для установки "точки", умение найти положение для отдыха и восстановления во время лазания.
«Запас прочности» для надежного лазания трэдом должен быть в одну полную категорию по отношению к лазанию по спортивным дорожкам: в трэде много сил расходуется при установке точек страховки. Для надежного лазания трэдом онсайт маршрутов 6а-6b необходим уровень лазания онсайт спорт 7а-7b. Но и техника лазания в трэде иная, и физические качества от клаймера требуются отличные от лазуна по спортдорожкам: дополнительно необходимы статические сила и статическая силовая выносливость.
При выполнении этих требований при прохождении маршрута трэдом вы будете не выживать, обмочившись от страха на грани срыва, а лезть в удовольствие, ощущая, что вы управляете своим телом, а не тело- вами.
Это же касается и лазания по льду: хорошая надежная «правильная» техника, «запас прочности»- основа вашей безопасности!
Многие «солоисты» лазают без веревочной страховки безопаснее клаймеров, страхующихся через каждый метр, но не умеющих лазать. «Солоист» безукоризненно владеет техникой лазания и пройдет выбранный (конечно не на грани своих возможностей - он же не самоубийца) маршрут в надежном стиле, не допуская срыва. А вот сколько умеющих хорошо и правильно страховаться, но плохо лазающих, срываются и получают как минимум травмы! Ули Штек в своих соловосхождениях лезет надежнее и безопаснее многих рядовых клаймеров, лазающих со страховкой! И рискует меньше: его безукоризненная надежная техника лазания – гарантия его безопасности!
3. Аналогичные ситуации сложились традиционно в лазании на ИТО, драйтулинге (микстовом лазании). Там тоже нужна "правильная" техника, и этой технике тоже в основном не учат при подготовке альпинистов.
4. Учебная программа для подготовки альпинистов требуют в горах проведения перед восхождениями скальных и ледовых занятий. Реально на это выделяется обычно 2-3 дня. Можно ли за 2-3 дня научить альпиниста новым для него приемам передвижения по скалам и льду? Или хотя бы исправить ошибки, откорректировать технику? Конечно нет. Дай Бог за это время вспомнить то, что уже знаешь.
Где же выход? В модульной системе подготовки альпинистов. Альпинист, начиная с уровня СП, до восхождений должен освоить новые для него техники передвижения по скалам и по льду, познакомившись с ними на специальных модулях и в дальнейшем постоянно работая над ними, закрепляя их, совершенствуя, используя на восхождениях.
Но тут мы упираемся в новую стену: а кто учить то будет? Ведь инструктора часто и сами этого не умеют. Повезло красноярцам, питерцам, екатеринбуржцам, москвичам, и другим немногим, где есть у кого поучиться. А как же остальные? Но подготовка инструкторов, владеющих этими техниками - тема уже другого поста.
Трехдневный микроцикл (день глетчер, день замерзший водопад, день скалы) повторялся четыре раза, постепенно усложняясь: увеличивалась крутизна льда, лазали в начале с верхней страховкой, затем с нижней по "накрученным" маршрутам и в конце «со своими точками».
Кроме того, были проведены занятия по другим позициям нижеизложенной программы, включая теоретические занятия по природе снега, льда, лавин, по безопасности, по профилактике обморожений и переохлаждений, ну и практические: проушины, самовыкруты, передвижение в связках по закрытым ледникам, вытаскиванию из трещин и другие технические элементы.
На леднике были каждым отделением выкопаны снежные пещеры и участники получили опыт ночевок в них.
Подробные фотоотчеты можно посмотреть в группе Школы ВКонтакте. Здесь же привожу как пример организации снежно-ледового модуля несколько фотографий участников сбора.
Каскадный лед (замерзшие водопады):
Глетчерный лед:
Драйтулинг:
Снежные пещеры:
Наши помощники:
Контингент был опытный, до кмс включительно. Но исходный уровень техники передвижения и по льду и по скалам оставлял желать лучшего: не правильная техника! Обучая и тренируя ребят, задался вопросом: почему очередной раз приходится переучивать? Исправлять и корректировать эту технику? Почему нельзя сразу, с новичка учить "правильной" технике? Ведь переучивать сложнее, чем учить! Почему в альпинизме так получается, что с новичка альпинист усваивает не правильную технику, закрепляет её в дальнейшем. Иногда так и лазает до конца своей альпинистской карьеры. Но иногда и срываясь по этой причине, получая травмы или погибая.
И вот к чему пришел:
1. Дети, пытаясь научиться плавать, барахтаются в воде, беспорядочно гребя руками и ногами, и начинают как-то плыть, «по собачьи».
Со временем они хорошо осваивают этот стиль, могут проплыть «по собачьи» довольно большие расстояния. Но однажды они замечают, что не все плывут этим способом: кто-то плывет «по морскому, лягушкой», кто-то «саженками». Пробуют сами: не получается. «По собачьи»- уже привычнее. Зачем новое искать, когда и старое устраивает! Переборов в себе косность и поработав над собою, научившись новым для себя способам плавания, дети начинают понимать их превосходство и достоинства! И лишь те немногие, кто пошел в секции плавания к хорошим тренерам, осваивают спортивные стили: кроль, брасс, баттерфляй.
В альпинизме большинство в технике передвижения по скалам и льду остановились на этапе «плавания по собачьи»: кто как сам научился. Те, кто должен был их научить делать это правильно (инструктора альпинизма), сами этого не умели: их тоже никто не учил. В лучшем случае сообщалось о десяти правилах скалолазания, которые работают максимум до скальных маршрутов 4 к.сл. На льду еще проще: «Вот тебе кошки, вот ледорубы (инструменты) – лазь! Руки и икры ног забились – ОФП надо подтянуть!» Так и лазают по скалам и льду самоучки. Кто-то чуть лучше, кто-то чуть хуже. И все они убеждены, что делают это правильно, технично. Ведь все так лазают
Причина же «забитых рук»– в неправильной технике скало- и ледолазания. В молодости я подтягивался 50 раз на двух руках и по 3 раза на одной. Сейчас я с трудом подтягиваюсь три раза на двух, но лазаю не много хуже, чем прежде (на скалах редпоинт F7а-7b): лазание «по собачьи», за счет грубых физических качеств, я давно заменил лазанием техничным, современным. То же на льду. Давно бы пора и другим от «плавания по собачьи» перейти хотя бы к более надежному и экономичному «плаванию «по морскому, лягушкой». Ну и идеально – подготовить тех, кто освоит «кроль, брасс, баттерфляй» (правильные современные техники скало и ледолазания) и сможет затем научить этому других.
Сколько раз мне приходилось слышать на занятиях по скалолазанию: «Ну зачем мне все эти упоры, распоры, откидки, «скрутки», «третьи ноги» и прочие «флаги», ведь я и так лезу не плохо!». Или на льду: «Мне сложно выполнять требуемые Вами движения! Мне легче так, как я уже умею! Ну а руки устают быстро – так я вернусь домой и закачаю их подтягиваниями - будут меньше уставать!» И только настояв на своем, добившись от такого ученика правильности движений и дав их почувствовать, наконец слышу: «Да, я был не прав! Так легче!»
2. Многие считают, что в техническом альпинизме основа безопасности – веревочная страховка, и это большое заблуждение.
В отличие от лазания по спортивным дорожкам, где срыв – обычное и безопасное явление, в лазании «со своими точками» (традиционное лазание) срыв весьма опасен. В http://youtube.com/ достаточно примеров срывов с вырывом своих точек и опасным приземлением можно найти по запросу «trad rock climbing fall», например:
Поэтому веревочная страховка - «последний аргумент» в цепочке безопасности. Не всегда спасающий.
Срыв на восхождении допустить нельзя! А для этого необходимо правильно, технично, надежно передвигаться по горному рельефу: скалам, льду, снегу, миксту. С «запасом прочности». На восхождении надо уметь лазать так, чтобы не срываться!
Техника лазания в «трэде» значительно отличается от техники спортивного лазания. Преобладают плавные движения, отказ от динамических движений, упорно-распорная техника («третья нога», скрутки, откидки, распоры), короткий шаг и пр. приемы, позволяющие в случае необходимости «сдать назад», изменить положение и избежать срыв. И этой техникой альпинист должен владеть досконально, понимая биомеханику.
Большое значение для безопасности и в трэде и в ледолазании имеет умение правильно расположиться для установки "точки", умение найти положение для отдыха и восстановления во время лазания.
«Запас прочности» для надежного лазания трэдом должен быть в одну полную категорию по отношению к лазанию по спортивным дорожкам: в трэде много сил расходуется при установке точек страховки. Для надежного лазания трэдом онсайт маршрутов 6а-6b необходим уровень лазания онсайт спорт 7а-7b. Но и техника лазания в трэде иная, и физические качества от клаймера требуются отличные от лазуна по спортдорожкам: дополнительно необходимы статические сила и статическая силовая выносливость.
При выполнении этих требований при прохождении маршрута трэдом вы будете не выживать, обмочившись от страха на грани срыва, а лезть в удовольствие, ощущая, что вы управляете своим телом, а не тело- вами.
Это же касается и лазания по льду: хорошая надежная «правильная» техника, «запас прочности»- основа вашей безопасности!
Многие «солоисты» лазают без веревочной страховки безопаснее клаймеров, страхующихся через каждый метр, но не умеющих лазать. «Солоист» безукоризненно владеет техникой лазания и пройдет выбранный (конечно не на грани своих возможностей - он же не самоубийца) маршрут в надежном стиле, не допуская срыва. А вот сколько умеющих хорошо и правильно страховаться, но плохо лазающих, срываются и получают как минимум травмы! Ули Штек в своих соловосхождениях лезет надежнее и безопаснее многих рядовых клаймеров, лазающих со страховкой! И рискует меньше: его безукоризненная надежная техника лазания – гарантия его безопасности!
3. Аналогичные ситуации сложились традиционно в лазании на ИТО, драйтулинге (микстовом лазании). Там тоже нужна "правильная" техника, и этой технике тоже в основном не учат при подготовке альпинистов.
4. Учебная программа для подготовки альпинистов требуют в горах проведения перед восхождениями скальных и ледовых занятий. Реально на это выделяется обычно 2-3 дня. Можно ли за 2-3 дня научить альпиниста новым для него приемам передвижения по скалам и льду? Или хотя бы исправить ошибки, откорректировать технику? Конечно нет. Дай Бог за это время вспомнить то, что уже знаешь.
Где же выход? В модульной системе подготовки альпинистов. Альпинист, начиная с уровня СП, до восхождений должен освоить новые для него техники передвижения по скалам и по льду, познакомившись с ними на специальных модулях и в дальнейшем постоянно работая над ними, закрепляя их, совершенствуя, используя на восхождениях.
Но тут мы упираемся в новую стену: а кто учить то будет? Ведь инструктора часто и сами этого не умеют. Повезло красноярцам, питерцам, екатеринбуржцам, москвичам, и другим немногим, где есть у кого поучиться. А как же остальные? Но подготовка инструкторов, владеющих этими техниками - тема уже другого поста.