В первой статье я поставил цель, описал нюансы, прикинул в каком порядке облегчать снаряжение и начал это делать (бивачное, рюкзаки).
Во второй — обувь, кошки, бахилы, страховочная куртка и карабины.
В третьей части - веревки, молотки, системы, треккинговые палки...
Ботинки
Классические одинарные кожаные горные ботинки с двумя рантами, Scarpa Mont Blanc GTX размера 45 (европейский, наш то есть) весят 2385 г. Примерно столько же весят La Sportiva Nepal Evo и тому подобные (новые — cube — легче и холоднее). Мои Скарпы уже выдержали три зимних сезона с минимальным износом в режиме «неделя микста в горах + неделя на драйтуле», но по камням я в них много не ходил — в основном подходы по снегу.
Кожаные одинарные горные ботинки тяжёлые, но для начала хороши, потому что не убиваемые. В них комфортно примерно до -10 (внимание! я из использовал их на высоте 2000-2500 м, но при высокой влажности, на 4 тыс. будет иначе). При более низких температурах я не лазил, но по отзывам старших товарищей, может быть холодно. Думаю, мне до -15 в Татрах будет хорошо, если вести себя адекватно, а именно: выбирать маршрут по силам, не стоять по часу на станциях, сон-еда-питьё перед маршрутом нормальные, еда и горячее питьё на маршруте вовремя, танцы/махи конечностями на станции не когда уже задуб, а когда перестало быть жарко, т.е. минут через 10-15 после ухода первого, адекватная одежда.
Теплее и легче кожаных — утеплённые ботинки из синтетического материала, со встроенным бахилом — Scarpa Phantom Guide, La Sportiva Batura, Zamberlan 4000 Eiger и т.п.
La Sportiva Batura 2.0, 1930 г — 45 размер
Они дороже (хотя можно найти распродажу и будет так же) и изнашиваются быстрее. Весьма нелестный отзыв здесь: http://dboris79.blogspot.ru/2013/11/la-sportiva-batura-20-gtx.html
Если денег мало, а очень хочется тёплые ботинки для ледолазания и микста при -20, есть Scarpa Omega — одни из самых лёгких пластиковых ботинок (если не самые лёгкие). У пластиков свои особенности, спрашивайте у старших товарищей.
Если проблемы выбора «одних ботинок на весь альпинизм» не стоит, можно купить очень лёгкие ботинки для однодневных микстовых (комбинированных) маршрутов летом в ледниковых горах или зимой в Татрах при умеренных отрицательных температурах. Чем хороши — лёгкие (как кандалы с ног снять!) , нормальный встроенный бахил. Кроме того, они больше «по ноге», то есть, лазить сложное будет значительно легче. Лайт энд фаст во всей красе: как акула, жив пока в движении, остановился — утонул :). Нет запаса прочности на холодную ночёвку, переутомление, обезвоживание.
Главное при выборе обуви, после её удобства на ноге, хорошо сидящие кошки. К Скарпе и Ласпортиве хорошо подходит Гривель (не удивительно). Подробно тема обговорена здесь: http://coldthistle.blogspot.com/2011/01/critical-look-at-crampon-design.html
Рационально поменять после нескольких сезонов кожаные ботинки на более лёгкие, но тёплые. Если сменить на Батуру 2, то экономия 455 г (45 размер).
Носки
Здесь не облегчить ничего, скорее наоборот, но тема важная и ей мало уделяют внимания. Я перепробовал несколько вариантов — «тонкие термоноски + вязанный шерстяной носок», «толстые синтетические термоноски», «лыжные носки до колена — 80% мериноса» — гладкая внешняя сторона, внутренняя «с начёсом». Последние оказались намного теплее и приятнее (ничего не натёр), чем все другие варианты. Рекомендую. Думаю, что чисто шерстяные носки машинной вязки (меринос и т.п.) по-толще тоже будут отличными. Носки должны быть выше верхнего края ботинка и не должны сдавливать голеностоп! Если будут давить — даже ботинки на 8 тыс. м. вас не согреют.
Бахилы/фонарики
Это то, на чём намерзает лёд и холодит ногу, так же это по 100-150 грамм на каждой ноге. Как отдельный элемент снаряжения я их не использую. Вместо этого — фонарики встроенные в мембранные (софтшел) штаны. Это выглядит, как снегозащита в лыжных штанах, но с зацепом впереди (для шнурков) и тесёмкой под стопу по бокам — как во всех гамашах/фонариках. Штаны внизу должны идеально сидеть (ничего никуда не торчит), иначе зацепите кошкой и убьётесь.
Второй вариант — это ботинки со встроенным высоким бахилом. Экономия — вес бахил, т.е. 200-300 г.
Оба варианта не очень хорошие, если надо тропить по-пояс. Т.е. если возвращаетесь с восхождения бел лыж или снегоступов, а выпало очень много снега, борьба за жизнь осложнится.
Кошки
Главное при выборе кошек — чтоб подходили к ботинкам :) Или наоборот — в зависимости от того, что появилось первым. Чтобы избежать сложностей, начинать нужно с покупки ботинок. Удобные кошки для трудного микста в Татрах (от М4 и сложнее, и не только в Татрах) — это монопоинт. Лёгкие монопоинты — с не сменными зубьями, типа Petzl Dart, Grivel G20. Эти кошки продают без антиподлипа (у Гривеля есть на пятке). Антиподлип можно сделать его из армированного скотча.
Более дешёвая в использовании (но купить дороже) альтернатива — Petzl Lynx, BD Stinger и т.п.
Акцентирую внимание — эти кошки для сложного микста и для льда. Ходить в них маршруты, где не нужно лезть с двумя техническими ледорубами, т.е. классический альпинизм — как картошку в Феррари возить: дорого, неудобно и не очень безопасно. У кошек для сложного лазания уменьшены неатакующие зубья, на рыхлом фирне будут работать хуже, чем классические 12-зубые, налипание снега тоже будет сильнее сказываться.
Для классического альпинизма удобно и рационально использовать что-то другое, я бы взял кошки типа Grivel G12 или Air Tech. Air Tech — экономия 100 грамм на паре. Если использовать Petzl Dart вместо произвольных кошек с двумя вертикальными зубьями — экономия около 150-250 г.
Итого: облегчение веса на ногах ощущается сильнее всего. Если не вдаваться в крайности и заменить кожаные ботинки на утеплённые синтетические с бахилом и использовать лёгкие кошки (Dart/G20), получится экономия в сумме 955 г. Минус полкило с каждой ноги!
Чехол для кошек
Можно его не брать, но не все любят. Чехол для кошек Petzl весит 135 г (!). Есть элегантное решение облегчения. Чехол от системы Petzl Hirundos весит 60 г, в него идеально помещается всё, что вы ложили в чехол для кошек. На ровном месте без затрат (если у вас есть лёгкая система, взвесьте тот чехол, что есть) 75 г.
Страховочная куртка
Пуховая или прималофтовая. Лёгкий и тёплый пух — 850 cuin, прималофт — Primaloft One, потолще (200 г/м2 — идеально). Хороший пух — это очень дорого (в 4 раза дороже Прималофта), но через год-два вы забудете сколько, а лёгкая пуховка останется :D
Синтетика проигрывает пуху во всём, кроме устойчивости к воде. В Татрах зимой влажный и тёплый относительно Альп климат. Поэтому, многие предпочитают синтетику, пуховая куртка — это риск. Но если температура опускается ниже -10, то в страховочной куртке с утеплением 100 г/м2 будет холодно на станции. Вес прималофтовой курстки с Primaloft One 100 г/м2 порядка 600-700 г (L). Если использовать её в качестве четвёртого слоя на станциях, поверх тёплого термобелья, тонкого флиса и тёплого мембранного софтшела, то до -10 страховать комфортно, если первый не тормозит. Короче, температура комфорта синтетических курток для северных стен в Татрах — на пределе. Пуховая куртка даст намного больше тепла при том же весе, если не намокнет. Поэтому лучше, чтобы у пуховки была лёгкая мембранная ткань.
Если страховочная куртка короткая (не закрывает зад) к ней можно использовать «юбку» из прималофта, которая застёгивается на липучке. Это маленькое прямоугольное одеяло из прималофта, закрывающее зад и бёдра: оборачивается вокруг, застёгивается липучкой.
На молнии страховочной куртки должно быть две застёжки, чтобы было удобно страховать. Здесь: http://andy-kirkpatrick.com/articles/view/the_belay_jacket Энди Киркпатрик перемывает косточки требованиям к страховочной куртке для влажных, но не холодных условий.
В общем, не буду тут об экономии — каждый для себя решит.
Карабины
Здесь сэкономить вес легче и безопаснее, чем на других элементах снаряжения (если не вдаваться в крайности). Крайности — это Camp Nano и Metolius FS Mini (23 г), летом теряющиеся в ладони, а зимой — между пальцев перчатки.
Зимние микстовые маршруты — это испытание умения страховаться. Верёвки зимой часто — до упора, на всю доступную длину, часто с продолжением с одновременной страховкой. На себе тянешь гору снаряги, вся она в ходу. Обычно на мне десяток стопперов на двух карабинах, штук десять камов с карабинами, десяток оттяжек/традовых оттяжек/петель с карабинами, пять трикамов на карабине и крючья на двух карабинах. Так же нужно около 6 свободных карабинов для точек станции и крючьев. Итого, 10 карабинов на камах, 20 карабинов на оттяжках и петлях и 6 свободных ~ 38 карабинов без муфты. Зимой карабины лучше с проволочным замком — не замерзает.
Вес классического карабина с монолитным замком без муфты, из гнутого алюминиевого прута порядка 50 г (пример — Petzl Spirit предыдущей модели). Вес современного карабина (горячей ковки) без муфты, с проволочным замком — порядка 35 г. Облегчённые современные карабины приемлемого размера — 26-28 г.
Итого, на карабинах без муфты: облегчение с классических старых (50 г) на обычные современные (35 г) — 570 г, на лёгкие современные (26 г) — 912 г. Неплохо!
DMM Phantom — с проволочным замком (26 г) и его более дешёвый «двойник» Climbing Technology Flyweight. Отличаются только ценой и эргономикой (DMM удобнее и лучше обработан)
Личные карабины у каждого — 3 штуки: самостраховка и два к страховочному (реверсо/гайд). Полезно иметь запасной. Никаких автоматических муфт, потому что замёрзнет и перестанет работать. Резьбовая муфта тоже может замёрзнуть, но карабином хотя бы можно будет пользоваться. Некоторые предпочитают для точек станции использовать карабины с муфтой. Вес большого не облегчённого карабина с муфтой 85-90 грамм. Вес облегчённого — около 55 г. Вес маленького карабина с муфтой — 42 г.
Если заменить тяжёлые карабины на рационально выбранные лёгкие (4 шт): на страховку — Petzl Attache: очень удобный и хорошо подходит для страховки полустременем, но прочность по нижней границе стандарта. На самостраховку (из основной верёвки) — DMM Sentinel: прочный и лёгкий, но не такой удобный, как Attache. Крепление страховочного к станции для страховки второго и запасной — DMM Phantom: маленький и лёгкий. Итого: разница 166 г на 4 карабинах.
Продолжение следует…
Во второй — обувь, кошки, бахилы, страховочная куртка и карабины.
В третьей части - веревки, молотки, системы, треккинговые палки...
Ботинки
Классические одинарные кожаные горные ботинки с двумя рантами, Scarpa Mont Blanc GTX размера 45 (европейский, наш то есть) весят 2385 г. Примерно столько же весят La Sportiva Nepal Evo и тому подобные (новые — cube — легче и холоднее). Мои Скарпы уже выдержали три зимних сезона с минимальным износом в режиме «неделя микста в горах + неделя на драйтуле», но по камням я в них много не ходил — в основном подходы по снегу.
Кожаные одинарные горные ботинки тяжёлые, но для начала хороши, потому что не убиваемые. В них комфортно примерно до -10 (внимание! я из использовал их на высоте 2000-2500 м, но при высокой влажности, на 4 тыс. будет иначе). При более низких температурах я не лазил, но по отзывам старших товарищей, может быть холодно. Думаю, мне до -15 в Татрах будет хорошо, если вести себя адекватно, а именно: выбирать маршрут по силам, не стоять по часу на станциях, сон-еда-питьё перед маршрутом нормальные, еда и горячее питьё на маршруте вовремя, танцы/махи конечностями на станции не когда уже задуб, а когда перестало быть жарко, т.е. минут через 10-15 после ухода первого, адекватная одежда.
Теплее и легче кожаных — утеплённые ботинки из синтетического материала, со встроенным бахилом — Scarpa Phantom Guide, La Sportiva Batura, Zamberlan 4000 Eiger и т.п.
La Sportiva Batura 2.0, 1930 г — 45 размер
Они дороже (хотя можно найти распродажу и будет так же) и изнашиваются быстрее. Весьма нелестный отзыв здесь: http://dboris79.blogspot.ru/2013/11/la-sportiva-batura-20-gtx.html
Если денег мало, а очень хочется тёплые ботинки для ледолазания и микста при -20, есть Scarpa Omega — одни из самых лёгких пластиковых ботинок (если не самые лёгкие). У пластиков свои особенности, спрашивайте у старших товарищей.
Если проблемы выбора «одних ботинок на весь альпинизм» не стоит, можно купить очень лёгкие ботинки для однодневных микстовых (комбинированных) маршрутов летом в ледниковых горах или зимой в Татрах при умеренных отрицательных температурах. Чем хороши — лёгкие (как кандалы с ног снять!) , нормальный встроенный бахил. Кроме того, они больше «по ноге», то есть, лазить сложное будет значительно легче. Лайт энд фаст во всей красе: как акула, жив пока в движении, остановился — утонул :). Нет запаса прочности на холодную ночёвку, переутомление, обезвоживание.
Главное при выборе обуви, после её удобства на ноге, хорошо сидящие кошки. К Скарпе и Ласпортиве хорошо подходит Гривель (не удивительно). Подробно тема обговорена здесь: http://coldthistle.blogspot.com/2011/01/critical-look-at-crampon-design.html
Рационально поменять после нескольких сезонов кожаные ботинки на более лёгкие, но тёплые. Если сменить на Батуру 2, то экономия 455 г (45 размер).
Носки
Здесь не облегчить ничего, скорее наоборот, но тема важная и ей мало уделяют внимания. Я перепробовал несколько вариантов — «тонкие термоноски + вязанный шерстяной носок», «толстые синтетические термоноски», «лыжные носки до колена — 80% мериноса» — гладкая внешняя сторона, внутренняя «с начёсом». Последние оказались намного теплее и приятнее (ничего не натёр), чем все другие варианты. Рекомендую. Думаю, что чисто шерстяные носки машинной вязки (меринос и т.п.) по-толще тоже будут отличными. Носки должны быть выше верхнего края ботинка и не должны сдавливать голеностоп! Если будут давить — даже ботинки на 8 тыс. м. вас не согреют.
Бахилы/фонарики
Это то, на чём намерзает лёд и холодит ногу, так же это по 100-150 грамм на каждой ноге. Как отдельный элемент снаряжения я их не использую. Вместо этого — фонарики встроенные в мембранные (софтшел) штаны. Это выглядит, как снегозащита в лыжных штанах, но с зацепом впереди (для шнурков) и тесёмкой под стопу по бокам — как во всех гамашах/фонариках. Штаны внизу должны идеально сидеть (ничего никуда не торчит), иначе зацепите кошкой и убьётесь.
Второй вариант — это ботинки со встроенным высоким бахилом. Экономия — вес бахил, т.е. 200-300 г.
Оба варианта не очень хорошие, если надо тропить по-пояс. Т.е. если возвращаетесь с восхождения бел лыж или снегоступов, а выпало очень много снега, борьба за жизнь осложнится.
Кошки
Главное при выборе кошек — чтоб подходили к ботинкам :) Или наоборот — в зависимости от того, что появилось первым. Чтобы избежать сложностей, начинать нужно с покупки ботинок. Удобные кошки для трудного микста в Татрах (от М4 и сложнее, и не только в Татрах) — это монопоинт. Лёгкие монопоинты — с не сменными зубьями, типа Petzl Dart, Grivel G20. Эти кошки продают без антиподлипа (у Гривеля есть на пятке). Антиподлип можно сделать его из армированного скотча.
Более дешёвая в использовании (но купить дороже) альтернатива — Petzl Lynx, BD Stinger и т.п.
Акцентирую внимание — эти кошки для сложного микста и для льда. Ходить в них маршруты, где не нужно лезть с двумя техническими ледорубами, т.е. классический альпинизм — как картошку в Феррари возить: дорого, неудобно и не очень безопасно. У кошек для сложного лазания уменьшены неатакующие зубья, на рыхлом фирне будут работать хуже, чем классические 12-зубые, налипание снега тоже будет сильнее сказываться.
Для классического альпинизма удобно и рационально использовать что-то другое, я бы взял кошки типа Grivel G12 или Air Tech. Air Tech — экономия 100 грамм на паре. Если использовать Petzl Dart вместо произвольных кошек с двумя вертикальными зубьями — экономия около 150-250 г.
Итого: облегчение веса на ногах ощущается сильнее всего. Если не вдаваться в крайности и заменить кожаные ботинки на утеплённые синтетические с бахилом и использовать лёгкие кошки (Dart/G20), получится экономия в сумме 955 г. Минус полкило с каждой ноги!
Чехол для кошек
Можно его не брать, но не все любят. Чехол для кошек Petzl весит 135 г (!). Есть элегантное решение облегчения. Чехол от системы Petzl Hirundos весит 60 г, в него идеально помещается всё, что вы ложили в чехол для кошек. На ровном месте без затрат (если у вас есть лёгкая система, взвесьте тот чехол, что есть) 75 г.
Страховочная куртка
Пуховая или прималофтовая. Лёгкий и тёплый пух — 850 cuin, прималофт — Primaloft One, потолще (200 г/м2 — идеально). Хороший пух — это очень дорого (в 4 раза дороже Прималофта), но через год-два вы забудете сколько, а лёгкая пуховка останется :D
Синтетика проигрывает пуху во всём, кроме устойчивости к воде. В Татрах зимой влажный и тёплый относительно Альп климат. Поэтому, многие предпочитают синтетику, пуховая куртка — это риск. Но если температура опускается ниже -10, то в страховочной куртке с утеплением 100 г/м2 будет холодно на станции. Вес прималофтовой курстки с Primaloft One 100 г/м2 порядка 600-700 г (L). Если использовать её в качестве четвёртого слоя на станциях, поверх тёплого термобелья, тонкого флиса и тёплого мембранного софтшела, то до -10 страховать комфортно, если первый не тормозит. Короче, температура комфорта синтетических курток для северных стен в Татрах — на пределе. Пуховая куртка даст намного больше тепла при том же весе, если не намокнет. Поэтому лучше, чтобы у пуховки была лёгкая мембранная ткань.
Если страховочная куртка короткая (не закрывает зад) к ней можно использовать «юбку» из прималофта, которая застёгивается на липучке. Это маленькое прямоугольное одеяло из прималофта, закрывающее зад и бёдра: оборачивается вокруг, застёгивается липучкой.
На молнии страховочной куртки должно быть две застёжки, чтобы было удобно страховать. Здесь: http://andy-kirkpatrick.com/articles/view/the_belay_jacket Энди Киркпатрик перемывает косточки требованиям к страховочной куртке для влажных, но не холодных условий.
В общем, не буду тут об экономии — каждый для себя решит.
Карабины
Здесь сэкономить вес легче и безопаснее, чем на других элементах снаряжения (если не вдаваться в крайности). Крайности — это Camp Nano и Metolius FS Mini (23 г), летом теряющиеся в ладони, а зимой — между пальцев перчатки.
Зимние микстовые маршруты — это испытание умения страховаться. Верёвки зимой часто — до упора, на всю доступную длину, часто с продолжением с одновременной страховкой. На себе тянешь гору снаряги, вся она в ходу. Обычно на мне десяток стопперов на двух карабинах, штук десять камов с карабинами, десяток оттяжек/традовых оттяжек/петель с карабинами, пять трикамов на карабине и крючья на двух карабинах. Так же нужно около 6 свободных карабинов для точек станции и крючьев. Итого, 10 карабинов на камах, 20 карабинов на оттяжках и петлях и 6 свободных ~ 38 карабинов без муфты. Зимой карабины лучше с проволочным замком — не замерзает.
Вес классического карабина с монолитным замком без муфты, из гнутого алюминиевого прута порядка 50 г (пример — Petzl Spirit предыдущей модели). Вес современного карабина (горячей ковки) без муфты, с проволочным замком — порядка 35 г. Облегчённые современные карабины приемлемого размера — 26-28 г.
Итого, на карабинах без муфты: облегчение с классических старых (50 г) на обычные современные (35 г) — 570 г, на лёгкие современные (26 г) — 912 г. Неплохо!
DMM Phantom — с проволочным замком (26 г) и его более дешёвый «двойник» Climbing Technology Flyweight. Отличаются только ценой и эргономикой (DMM удобнее и лучше обработан)
Личные карабины у каждого — 3 штуки: самостраховка и два к страховочному (реверсо/гайд). Полезно иметь запасной. Никаких автоматических муфт, потому что замёрзнет и перестанет работать. Резьбовая муфта тоже может замёрзнуть, но карабином хотя бы можно будет пользоваться. Некоторые предпочитают для точек станции использовать карабины с муфтой. Вес большого не облегчённого карабина с муфтой 85-90 грамм. Вес облегчённого — около 55 г. Вес маленького карабина с муфтой — 42 г.
Если заменить тяжёлые карабины на рационально выбранные лёгкие (4 шт): на страховку — Petzl Attache: очень удобный и хорошо подходит для страховки полустременем, но прочность по нижней границе стандарта. На самостраховку (из основной верёвки) — DMM Sentinel: прочный и лёгкий, но не такой удобный, как Attache. Крепление страховочного к станции для страховки второго и запасной — DMM Phantom: маленький и лёгкий. Итого: разница 166 г на 4 карабинах.
Продолжение следует…