В ранее представленном нами видео мы сравнили воздействие динамического удара на петли из нейлона и дайнимы. Из экспериментов совершенно очевидно, что на прочность конструкции пагубно влияет провис одной из ветвей станции.
Так, груз массой 85 килограмм, сброшенный с высоты 65 см на петлю из дайнимы длиной 65 см с навязанным на ней простым [overhand] узлом (фактор рывка 1), создает достаточное усилие для разрыва петли.
Развивая предыдущую тему, мы решили отследить поведение петель из нейлона и дайнимы в четырех разных вариантах страховочных станций:
В дополнение мы смоделировали вырыв ненадежно установленной точки страховки навязыванием 2-миллиметрового репшнура на одной из двух точек. В этом сценарии станция со свободно скользящим страховочным карабином нежелательна к использованию, поскольку вырыв одной из двух точек приводит к значительной ударной нагрузке на оставшуюся.
В завершение мы заменили петлю на динамическую веревку толщиной 8,2 мм и испытали ее по наихудшему сценарию с рывком фактора 2. Как и ожидалось, динамические свойства веревки значительно снижают воздействие на карабин и, видимо, такое решение является наилучшим для организации станции. Для лучшего понимания приведенных фактов просмотрите видео.
Результаты отчетливо показывают, насколько значительные нагрузки имеют место в точках закрепления станции, если имеется провис одной из ее ветвей. Поэтому при использовании петель для организации страховки (например, при прохождении мультипитчей) этот фактор необходимо учитывать. К слову сказать, срыв лидера в основном дает нагрузку на точку в промежутке между 4 — 7 кН. Нагрузки более 10 кН могут причинить повреждения внутренних органов (10 кН примерно эквивалентны одной тонне).
Приведенные в таблице значения нагрузок замерены в точке закрепления страховочного карабина. Нагрузка же на точки закрепления станции во всех случаях, кроме вырыва одной из них, равна половине этой величины.
Другие материалы по теме "Техника выживания для альпиниста" Вы можете посмотреть в нашей спецтеме >>>>
Так, груз массой 85 килограмм, сброшенный с высоты 65 см на петлю из дайнимы длиной 65 см с навязанным на ней простым [overhand] узлом (фактор рывка 1), создает достаточное усилие для разрыва петли.
Развивая предыдущую тему, мы решили отследить поведение петель из нейлона и дайнимы в четырех разных вариантах страховочных станций:
- Станция с простыми узлами в точках крепления страховочного карабина
- Самокомпенсирующаяся станция со скользящим карабином
- С узлом «стремя» в точках закрепления на станции и на страховочном карабине.
- С простыми узлами в точках закрепления и на страховочном карабине
В дополнение мы смоделировали вырыв ненадежно установленной точки страховки навязыванием 2-миллиметрового репшнура на одной из двух точек. В этом сценарии станция со свободно скользящим страховочным карабином нежелательна к использованию, поскольку вырыв одной из двух точек приводит к значительной ударной нагрузке на оставшуюся.
В завершение мы заменили петлю на динамическую веревку толщиной 8,2 мм и испытали ее по наихудшему сценарию с рывком фактора 2. Как и ожидалось, динамические свойства веревки значительно снижают воздействие на карабин и, видимо, такое решение является наилучшим для организации станции. Для лучшего понимания приведенных фактов просмотрите видео.
Тип станции | Материал | Нагрузка на левую ветвь станции, кН | Нагрузка на правую ветвь станции, кН |
---|---|---|---|
Станция на простых узлах [Overhand Knots] | Нейлон | 8.8 | 11.1 |
Dyneema | 11 разрыв петли | 10.4 разрыв петли | |
Станция на узлах «Стремя» | Нейлон | 9 | 13.1 надрыв петли |
Dyneema | 10.2 незначительное оплавление | 10.8 проскальзывание узлов | |
Самокомпенсирующаяся станция со скользящим карабином | Нейлон | 11.5 | 19.7 |
Dyneema | 16.1 | 27 | |
Самокомпенсирующаяся станция с простыми узлами | Нейлон | 10.8 | 15.5 |
Dyneema | 12.5 | 21.7 разрыв петли | |
Станция на узлах «Стремя» + вырыв одной из точек | Нейлон | 5.5 | - |
Dyneema | 5.5 | - | |
Самокомпенсирующаяся станция со скользящим карабином + вырыв одной из точек | Нейлон | 10.2 | - |
Dyneema | 14.9 | - | |
Самокомпенсирующаяся станция с простым узлом + вырыв одной из точек | Нейлон | 7.1 | - |
Dyneema | 4.9 | - | |
Динамическая веревка (пара отрезков диаметром 8.5 мм, закрепленных на станции узлом «стремя») | Динамическая веревка | - | 7.6 |
Результаты отчетливо показывают, насколько значительные нагрузки имеют место в точках закрепления станции, если имеется провис одной из ее ветвей. Поэтому при использовании петель для организации страховки (например, при прохождении мультипитчей) этот фактор необходимо учитывать. К слову сказать, срыв лидера в основном дает нагрузку на точку в промежутке между 4 — 7 кН. Нагрузки более 10 кН могут причинить повреждения внутренних органов (10 кН примерно эквивалентны одной тонне).
Приведенные в таблице значения нагрузок замерены в точке закрепления страховочного карабина. Нагрузка же на точки закрепления станции во всех случаях, кроме вырыва одной из них, равна половине этой величины.
Другие материалы по теме "Техника выживания для альпиниста" Вы можете посмотреть в нашей спецтеме >>>>