Технические приёмы в альпинизме и скалолазании. Часть 5: о безопасном отступлении со спортивного скалолазного маршрута

Продолжение регулярной темы.

Сегодня — о безопасном отступлении со спортивного скалолазного маршрута с минимальными потерями. Основано на статье с сайта Пецеля.


Спускаться с одной точки? Картинка из каталога Petzl
Спускаться с одной точки? Картинка из каталога Petzl


Допустим, вы в середине спортивного скалолазного маршрута и не можете пролезть дальше. Что делать? Как безопасно снять снаряжение?

Самый простой способ — спуститься вниз и попросить кого-нибудь посильнее пролезть до конца и собрать оттяжки. Если такой возможности нет — можно пролезть соседний маршрут (с общей станцией) по-проще и собрать оттяжки на спуске с него. Если это невозможно, как с минимальным риском собрать оттяжки?

Вообще, понятия о безопасности могут разниться. После длинной верёвки с сопливой натуральной страховкой в горах и риском при срыве вырвать всё до станции, хороший шлямбур (да, бывают плохие) может вызвать чувства сродни бессмертию. С другой стороны, спускаться со спортивного маршрута на одном шлямбуре — неправильно, опасно.

Итак какие же варианты?

Честно говоря, первое, что мне пришло в голову — выстёгивать оттяжки из шлямбуров и прыгать на следующую :D Но учитывая, что расстояние до следующей точки может быть великовато и болтающуюся на верёвке оттяжку при каждом срыве, можно остаться без зубов или ещё чего похуже. Безопасно срываться на спортивных маршрутах нужно уметь, если это не нависание.

Клеевые анкера

Если страховка на клеенных анкерах, ситуация проста. Правильный анкер, клееный без нарушений технологии, выдерживает нагрузку около 5 тонн в любом направлении. Это позволяет надёжно спуститься с одного, хотя это и не нормально. Нормально — с двух. Всегда есть риск, что экипер маршрута сделал что-то неправильно (не прочистил отверстие, не продул его, не провернул анкер, при вкладывании в отверстие — чтоб клей равномерно распределился, клей плохо смешался с отвердителем, было слишком холодно для клея и т.п.)

Если клеевой анкер не вызывает подозрений — можно спуститься с него одного. В этот сложенная верёвка и карабин не поместятся. Фото climb.pl
Если клеевой анкер не вызывает подозрений — можно спуститься с него одного. В этот сложенная верёвка и карабин не поместятся. Фото climb.pl


А в этот — вполне. Фото mountainproject.com
А в этот — вполне. Фото mountainproject.com



Просто будет, если уши анкеров большие: стать на самостраховку в анкер, пропустить через него сложенную вдвое верёвку, завязать на ней петлю, пристегнуться развязаться, продёрнуть свободный конец через анкер, спуститься вниз, забирая снаряжение.

Если в ухо анкера с карабином самостраховки не влазит сложенная вдвое верёвка (чаще всего не влазит), придётся развязываться. Перед тем, как делать это, нужно выбрать пару метров верёвки, завязать петлю и пристегнуть к страховочной петле системы. Не пристёгивайте к полочке — может оборваться, останетесь на стене без верёвки. Дальше — развязаться, пропустить верёвку в ухо анкера, привязаться снова, отстегнуть петлю, развязать, спуститься, забирая снаряжение.

В некоторых скалолазных районах попадаются старые самодельные анкера из толстой арматуры. Может случиться вынуть такой из стены рукой, хотя выглядят солидно. В любой случае, убедитесь, на сколько это возможно, в прочности точки перед тем, как от неё будет зависеть жизнь или здоровье.


Шлямбура

Если точки — шлямбура, ситуация сложнее. Отступить ничего не оставив трудно. Опускаться (страхующий вас опускает) на верёвке через ухо шлямбура нельзя — верёвка может порваться и точно придёт в негодность. Дюльферять можно в случае крайней необходимости. Но такую верёвку я бы потом списал из использования для нижней страховки.

Отступить с маршрута, который оборудован шлямбурами и ничего не оставить можно только совершив дюльфер с верхнего шлямбура на треть длины верёвки (две трети — верёвка сложенная для дюльфера, третьей третью сдёргивается петля из шлямбура). Идея похожа на эту, но вместо репа — треть основной верёвки. О таком спуске как-нибудь напишу отдельно.

Как же быстро и безопасно спуститься с минимальными потерями? Вариантов несколько, в каждом случае нужно оставить что-то в шлямбуре. Можно оттяжку или муфтованный карабин. Но есть вариант дешевле без ущерба безопасности.

Maillon Rapide
Maillon Rapide



Карабины Майлон Рапид. Бывают из нержавейки и стальные оцинкованные разнообразных форм и размеров. Подойдёт любой, главное, чтоб рабочая нагрузка была не меньше 500 кг. Из нержавейки тоньше и легче при той же прочности. Иметь такой карабин прикрученным к беседке очень полезно. Некоторые вешают на него мешочек с магнезией.

Итак, встёгиваете жертвенный карабин в верхнюю точку, заправляете в него верёвку (приподняться, держась за оттяжку). Верхняя оттяжка разгружена, забираем её. С одного шлямбура спускаться не хорошо, поэтому всё то же надо повторить для второго (и оставить на нём карабин). Дальше ваш страхующий опускает вас, а вы собираете оттяжки. Если верхняя точка разрушится, вы пролетите двойное расстояние до следующей:

Спуск с двух точек и последствия разрушения верхней
Спуск с двух точек и последствия разрушения верхней


Есть способ на столько же безопасный, но позволяющий оставлять только один карабин. Необходим прусик из «мясистого» не старого репшнура или нейлоновой петли. Как давно у вас репшнур на прусике? Год? В мусор его. Встёгиваете жертвенный карабин в верхнюю точку, как в предыдущем случае, а самосхват завязываете на верёвке:

Спуск с одной точки с подстраховкой прусиком и последствия разрушения верхней точки
Спуск с одной точки с подстраховкой прусиком и последствия разрушения верхней точки


При разрушении верхней точки длина срыва будет не больше, чем при обычном лазании с нижней страховкой. Главное, чтобы самосхватывающий узел был надёжен и из надёжного материала ). Например, клеймхейст из 7-мм репшнура, или автоблок из нейлоновой стропы в 5-6 оборотов.

Автор: Евгений Образцов, http://activelife.dp.ua/


Теги: технические советы, техника альпинизма, Техника выживания для альпинистов,
Опубліковано в

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ